Пресс-релизы

В Подмосковье впервые за долгие годы поднялся в воздух легендарный самолет Як-50

Летные испытания отечественного самолета Як-50 успешно прошли на аэродроме Дракино (городской округ Серпухов). На протяжении долгого времени специалисты ОКБ «Авиастроитель» проводили ремонтно-восстановительные работы и готовили самолет к возвращению в небо.

Самолет сборной Советского Союза

Первый в истории полет советского одноместного Як-50 состоялся 25 июня 1972 года. В период с 1976 до 1986 годы было выпущено 312 воздушных судов.

Учебно-тренировочный самолет использовался в аэроклубах, на нем летали летчики — члены сборной Советского Союза по высшему пилотажу. Свои качества Як-50 не раз демонстрировал на международных соревнованиях, принося медали команде СССР. На самолете 17 января 1979 года летчик-испытатель Светлана Савицкая установила мировой рекорд скороподъемности, набрав высоту 3000 метров за 4 минуты 21,4 секунды.

Як-50 стал самолетом-победителем. Именно на нем в 1976 году сборная СССР уверенно победила на чемпионате мира по высшему пилотажу. В тот год абсолютными чемпионами стали Лидия Леонова и Виктор Лецко. На этом же самолете советским летчикам-спортсменам в 1977 году удалось получить звание чемпионов Европы, а в 1982 году в Австрии абсолютным чемпионом мира стал Виктор Смолин.
Опасный недостаток

Однако у Як-50 был один значительный и опасный недостаток, связанный с прочностью узлов навески консолей крыла. Конструкция не выдержала жесткую манеру пилотирования, что привело к нескольким трагедиям. В 1976 году во время полета Виктора Лецко произошло разрушение крыла. Абсолютный чемпион мира погиб. И этот случай был не единичным: позже по этой же причине погибли и другие члены сборной СССР по высшему пилотажу. В результате в 1986 году было принято решение снять самолеты Як-50 с эксплуатации.

Учитывая столь опасную особенность самолета, восстановление Як-50 до летной годности проводилось особо тщательно, с упором на прочностные характеристики конструкции.

Як-50 вернулся в небо Подмосковья

В субботу, 14 июня 2025 года Як-50 вновь поднялся в небо и стал единственным в России самолетом этого типа в состоянии летной годности. Проверку летных качеств самолета в небе провел летчик-испытатель Роман Седых.

«Самолет Як-50 — это история. У него очень много общего с Як-52. Но главное отличие, кроме одноместной кабины, — это шасси с хвостовой опорой. Это требует от летчика других навыков руления и взлета-посадки, — рассказывает Роман Седых. — Самолет легко поднимает хвост, если перевести ручку управления немного от себя, за нейтраль на оборотах выше малого газа. На взлете, после поднятия хвостовой опоры, самолет достаточно устойчив по курсу. В отличие от Як-52, на нем отсутствуют щитки, поэтому расчет на посадку должен быть особенно тщательным. После посадки, на пробеге Як-50 показался мне достаточно добродушным для самолета с хвостовой опорой».

Добавим, что работы по восстановлению самолетов Великой Отечественной войны и послевоенного периода, доведение их до летной годности – одно из направлений деятельности ОКБ «Авиастроитель».

В октябре 2023 года благодаря работе специалистов Опытно-конструкторского бюро был восстановлен и вновь поднялся в небо редчайший самолет Як-53.

Сейчас в производстве ОКБ«Авиастроитель» находятся самолеты Як-12М и Як-18, а также уникальный проект конструкторского бюро — восстановление самолета Messerschmitt Bf 109e, одной из главных воздушных целей советских летчиков во время Великой Отечественной войны. В будущем этот экспонат станет жемчужиной в коллекции раритетных самолетов наряду с восстановленным легендарным высотным истребителем МиГ-3.